Вы находитесь здесь: Главная > Новости, Путешествия, Республики бывшего СССР > Грузия.Год спустя (часть 1)

Грузия.Год спустя (часть 1)

Грузия. Год спустя после первой поездки в эту замечательную страну, мы прихватили родителей жены сына (сватов) и с на майские праздники поехали продолжить знакомство с природой и людьми бывшей союзной республики. Выехали рано утром (или поздно ночью?) первого мая. Проехав Владикавказ и не обнаружив автомобилей в попутном направлении к границе с Грузией, обрадовались, что быстро пройдем пограничные формальности и до вечера доберемся до первого намеченного пункта остановки-Мцхета. Но увидев очередь из двух рядов автомобилей, в хвост которой мы стали за пару километров до погранпункта, приуныли.

До границы далеко И назад далеко

Правда, некоторую надежду на быстрый переход границы поначалу вселило присутствие пяти или шести полицейских машин, которые дефилировали вдоль очереди и строго следили за тем, чтобы в колонне ожидающих было не более двух рядов автомобилей. Периодически один из патрульных экипажей отъезжал в хвост очереди и через какое-то время возвращался назад в сопровождении пяти-шести автомобилей, по госномерам которых можно изучать географию нашей страны. Понятно, что это делалось на взаимовыгодной основе. В подавляющем количестве автомобилей находились люди кавказской наружности. Мы предположили, что все они едут к родственникам на Пасху и день поминовения усопших родственников ( календарь церковных праздников в Грузии такой-же как и в России). Границу мы пересекли через 6,5 часов и никакой речи о продолжении пути до Мцхета уже быть  не могло из-за приближающейся темноты.

Заночевать решили в том-же гестхаусе, в котором останавливались в ноябре прошлого года. Хозяйка узнала нас с супругой и поселила в части дома, принадлежащей племяннице. Обменявшись новостями с хозяйкой дома, мы поужинали и завалились спать, чтобы пораньше назавтра поехать дальше.

Утром я спустился к машине позже всех и увидел на улице наших женщин в окружении местных лошадок. И те, и другие прекрасно смотрелись на фоне окружающего ландшафта.Сельская пастораль

Утро было солнечным, бортовой термометр показывал +9, Казбек был полностью открыт для обозрения, и мы с прекрасным настроением двинулись дальше.

Казбек в лучах утреннего солнца

После зимы дорога до подъема на перевал стала хуже, в асфальте образовалось множество ям, объезжать которые пришлось по замысловатым траекториям. Но это были цветочки, ягодки начались, когда асфальт закончился и начался подъем на Крестовый перевал. Щебеночное покрытие напоминало поле боя после бомбежки, перед которым пасовали даже внедорожники, осторожно преодолевающие ухабы и ямы на минимальной скорости. Вокруг, по обеим сторонам дороги, лежал спрессованный снег, высота покрова которого достигала двух метров.

Военно-Грузинская дорога Военно-Грузинская дорога Военно-Грузинская дорога Военно-Грузинская дорога

Красота окружающего ландшафта несколько скрашивала досаду от качества дороги. Мой «Форд» кряхтел, стонал,периодически чиркал днищем о камни, проваливался в ямки и ямы, но мужественно вез седоков вперед. После Гудаури дорога стала гораздо лучше и скорость движения резко возросла.

Спустившись по серпантину в долину реки, мы вдруг увидели бодро бежавшую впереди «Оку» с волгоградскими номерами. На  обгоне я увидел, что за рулем сидит водитель примерно моего возраста. Оказывается, что тяга к перемене мест владеет не только нами, в нашем возрасте. Я приветливо помахал рукой коллеге и обогнал его.

Поскольку сваты были в Грузии первый раз, то супруга предложила им останавливаться у тех достопримечательностей, которые мы уже посещали ранее. Первую остановку мы сделали в Ананури у одноименной крепости, главной достопримечательностью которой является церковь Успения.

Ананури Церковь Успения в Ананури Ананури

На площади у крепости я увидел у микроавтобуса с немецкими номерами пожилого мужчину со щенком очень похожим на лабрадора. На мой вопрос о породе, тот сказал, что не знает породу собаки, так как подобрал его мокрого и голодного день назад на дороге у Тбилиси и везет его с собой. На мое предупреждение о том, что у него могут возникнуть проблемы на границах из-за отсутствия ветеринарного паспорта на щенка, он сказал что нашел в Тбилиси ветеринарную клинику и оформил необходимый документ. Я получил лишнее подтверждение тому, как бережно относятся жители развитых стран к братьям нашим меньшим. Казалось бы, зачем этому пожилому немцу лишние хлопоты в неблизкой дороге домой, однако они с женой пожалели бедную дворнягу и приняли в свою семью. Я подумал, что в таких случаях накормлю собаку и поеду дальше. И мне стало стыдно.

После осмотра крепости наш экипаж поехал дальше и, т. к. у всех проснулось чувство голода, решили остановиться на обед в первой попавшейся придорожной харчевне. Такая появилась в небольшом ущелье через несколько минут. Оказалось, что эту простую харчевню содержит семья из двух сестер и их дяди. Заказанные люля-кебаб, хачапури и хинкали готовились на наших глазах и оказались очень вкусными. Вместе с двумя бутылками настоящего, как в советские времена, лимонада обед обошелся нам в 35 лари (около 700 рублей).

Грузинский лимонад

Рассчитаться за обед мы с супругой предложили хозяевам путем выполнения хозяйственных работ по кафе, но те потребовали деньги (шутка).

Труд во благо

Около часу дня мы прибыли в Мцхета и сразу приступили к осмотру достопримечательностей первой столицы объединенной Грузии. Первым по пути оказался женский монастырь Самтавро. Монастырь Самтавро — комплекс из Самтавро-Преображенской церкови и женского монастыря святой Нины, расположен при слиянии рек Мтквари и Арагви. Монастырь находится в ведении католикос-патриарха всея Грузии, архиепископа Мцхетского и Тбилисского.

Монастырь Самтавро

Осмотрев монастырь, наша группа переместилась на автостоянку у туристического центра Мцхета. Это район города превращен в туристический центр, дома и инфраструктура которого отреставрированы за деньги государства Грузия. Центром комплекса является Светицховели-кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в Мцхете, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии.

Мцхета. Собор Светицховели Мцхета. Собор Светицховели

Специально для сватов мы, с еще одной семьей из России, наняли молодую девушку-грузинку лет двадцати, говорящую по русски, для проведения экскурсии по храму. Во время экскурсии по собору наш экскурсовод подвела к надгробным плитам на могилах грузинских царей, похороненных в храме, и, показав на могильную плиту царя Георгия XII, заявила, что после подписания договора о присоединении Грузии к России, последняя оккупировала страну и не допустила новых царей в Грузии. По окончании экскурсии мы вышли во двор собора и я спросил девушку, почему она говорит об оккупации Грузии Россией. Она, смутившись, сказала что так написано в современных учебниках грузинской истории. На мою фразу о том, что Грузия присоединилась к России добровольно и о какой оккупации может идти речь, она только пожала плечами. Я сделал вывод, что кому-то в этой стране понадобилось превратить Россию в оккупанта.

Наша компания присела передохнуть в тени деревьев у питьевого фонтанчика. Я стал наблюдать за людьми во дворе храма и увидел группу монахов из монастыря при соборе. Они сидели у входа в о двор и с интересом наблюдали за входящими и выходящими людьми и что-то оживленно комментировали.

Собор Светицховели

Выйдя из соборного комплекса, мы стали искать место ночлега на предстоящую ночь. Женщина-продавец из сувенирного магазинчика провела нас к дому метрах в двухстах от собора и вызвала хозяйку. Как оказалось, хозяевами гестхауса является семья протоиерея собора отца Давида. Мы быстро договорились о цене номеров, поставили машину у ворот дома и отправились на поиски кафе, где могли-бы поужинать. Туристический сезон только набирал обороты и в  комплексе мы нашли только один работающий ресторанчик «Грузинский двор». На нем и остановились. Выбор блюд в этом заведении был достаточно большим и мы выбрали традиционную грузинскую еду: хачапури, хинкали и красное вино. Все оказалось вкусным и ужин обошелся нам совсем недорого. Удовлетворив свой аппетит, мы вернулись в номера и улеглись спать. На следующий день компания уезжала в Ахалцихе.