Вы находитесь здесь: Главная > Новости > Хохловка-этнодеревня в Пермском крае

Хохловка-этнодеревня в Пермском крае

«Хохловку»-этнографическую деревню недалеко от Перми нам посоветовали посмотреть в туристическом информационном центре. Да и нам,жителям степного региона, было самим интересно посмотреть образцы деревянного зодчества севера России.

И вот мы, с трудом найдя нужный нам автобус у центрального автовокзала Перми, едем в деревню Хохловка. Село расположено в правобережной части Пермского района, при впадении реки Хохловка в Камское водохранилище.Автобус благополучно преодолел Каму и направился на север. Вдоль дороги росли небольшие рощицы и заросли жирного борщевика, который мы уже проезжали по дороге в Усть-Качку. Примерно через час показался дорожный знак «Хохловка» и внизу деревня на берегу речки.

 

«Хохловка» удивляет не только памятниками деревянной архитектуры. Главный секрет — в гармонии зодчества и природы: с верхушки холма открывается вид на редкой красоты пейзаж — просторы речной глади, лесистые холмы, скалы вдоль залива; еловый лес чередуется с березовыми рощицами, заросли можжевельника соседствуют с рябиной, черемухой, калиной.

 Экспонаты архитектурно-этнографического музея под открытым небом стоят на живописном холме на полуострове Варнач, образованного речкой Хохловка и Камским водохранилищем.

Автобус притормозил у некого подобия автобусной остановки и супруга отправилась в кассу за билетами,

а я занялся сбором информации об этом музее под открытым небом из стенда у входа и у средних лет секьюрити, стоящего на ворот. Вкратце сведения выглядят так: музей основан в 1969 году, но сбор первых экспонатов занял достаточно долгое время и официальное открытие состоялось только в сентябре 1980 года. К моменту нашего приезда, на площади 42 гектара свободно расположились 23 уникальных памятника деревянного зодчества, привезенных из других мест Пермского края.

От входа мы направились вглубь территории, по деревянному тротуару, к первому подворью-усадьбе Кудымова. День, который мы выбрали для экскурсии, был будничным и мы были единственными посетителями.

Смотрительница, стоящая на крылечке избы, явно обрадовалась, что наконец появились живые души, которым можно выложить всю известную ей информацию об этом удивительном ремесле жителей Прикамья-строительство деревянных строений.

Внутри строений чувствовался, в буквальном смысле, запах былых веков.

Увидев вывеску деревенского супермаркета, я полез в карман за деньгами, в надежде прикупить на память старинную вещицу, но вход в лавку оказался зарешеченным и нам пришлось довольствоваться осмотром лавочного ассортимента через решетки.

Усадьба зажиточного коми-пермяцкого крестьянина продемонстрировала быт семьи с достаточно приличным доходом.

Далее тропинка прошла через красиво построенные из гибких веток ворота, за которыми стала видна церковь.

Следующая усадьба показала, что народу Прикамья не было чуждо чувство прекрасного-внутреннее пространство красиво расписано.

Красиво расписаны утваь,

полати,

прялки,

стены и шкафы.

 

И вот на пригорке во всей красе предстает уникальный памятник деревянного зодчества-церковь Преображения 1702 года постройки. Уникальна конструкция сруба церкви, увенчанного крещатой бочкой с главками-она является единственной сохранившейся такой конструкцией русской деревянной архитектуры.

Слева, на склоне обнаружился большой шар, искусно сплетенный из прутьев. Как пояснила одна из смотрительниц-это участник прошлогодней реконструкции старинных баталий.

 

 

На вершине холма пристроилась сторожевая башня-образец русского деревянного оборонного зодчества.

 В небольшой рощице обнаружились вот такие персонажи

и яблонька с яблоками.

 

На солнечной поляночке нам повстречались два лося из веток. Местные скульпторы используют и обычный сушняк для создания своих шедевров.

Маковку холма венчает Колокольня из с. Сыра 1781 г. рождения.

Поражает мастерство предков-строителей. Посмотрите как тщательно сработаны соединения бревен.

 

Уже на спуске к Каме расположилась изба Игошева,  рубленная топором из бревен лиственницы диаметром от 45 до 80 сантиметров.

 

Рядом расположилось сельское пожарное депо с наблюдательной вышкой, оборудованное в соответствие с требованиями того времени: пожарными телегами и санями, ручными насосами.

 

Примечательно, что насос производства фирмы «Сонинъ. Пермь» действует до сих пор и готов к работе. Умели наши предки работать.

 

В леске притаилось «Охотничье становье» с характерными для тех времен набором строений.

Уже на спуске к реке расположился ансамбль промышленных сооружений древнего промысла-солеваренного завода из Усть-Боровского в состав которого входили рассолоподъемная башня,

варница,

с фотографиями процесса варки соли,

соляной амбар, в котором хранили добытую соль. Из него отгружали соль на продажу в речные баржи.

Спустились на берег небольшого заливчика, где обнаружили ещё один шар, закрепленный на плоту (остатки былых сражений).

Солнышко уже стало не по-уральски припекать и мы, немного передохнув в тени деревьев, двинулись в обратный путь. Поднимаясь немного вверх, вышли на рощицу деревянных столбов, на которых были установлены скворечники. Птиц ни на крылечках домиков, ни в воздухе не наблюдалось. Подумалось, что или птицы улетели на север, или скворечники птицам не нужны.

Прошли мимо ветряной мельницы, почему-то без ветрил. Прочитали, что крылья находятся на реставрации.

 

Побывали в зерновом амбаре и гумне с набором необходимого для работы инвентаря.

Прогулка по музею продолжалась более трех часов (причем за все время мы встретили только одну супружескую пару) и сопровождалась чудесным ароматом цветущих трав.

Несколько подпортила впечатления от похода по этнодеревне невозможность отклонения от маршрутов. Так хотелось зайти в гущу елок, но мы запомнили предостережение стража на входе об опасности подобных отклонений. Дело в том, что в лесах Урала наступил «клещевой сезон» и сонмы этих насекомых только и ждали, что к ним придет источник еды. Подхватить энцефалит нам не очень хотелось и мы четко следовали инструкциям.

Животы начинали недовольно урчать жалуясь на отсутствие еды и на наше счастье у забора мы обнаружили небольшое кафе под названием «Чайная лавка».

Внутри, в небольшом уютном и очень чистом зале, на льняных скатертях мы отобедали вкусными уральскими посикунчиками с хреном и запили ароматнейшим чаем, на уральских же травах.

Уставшие и разомлевшие от полученных впечатлений, мы расположились на лавке остановки в ожидании автобуса. Тут же к нам подъехало такси и молодой его хозяин предложил нам за 1500 рублей доставить наши тела в Пермь. Предложенная цена за услуги показалась нам завышенной и мы отказались. Таксист задремал рядом с остановкой. Прошел час, потом полтора, потом еще час, но автобуса не наблюдалось. Посовещавшись с супругой, мы решили всё-таки воспользоваться предложением парня. Я ушел на переговоры и, после недолгого торга, цена упала вдвое. Уже когда мы тронулись в путь, таксист, хитро улыбаясь, сказал, что он твердо знал, что мы обязательно поедем с ним, т.к. в будние дни автобус ходит в Хохловку только утром и вечером.

Ночью мы спали как убитые.

(фотографии кликабельны)


Метки: ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

*