Вы находитесь здесь: Главная > Новости, Путешествия, Республики бывшего СССР, Храмы и монастыри мира > Второе пришествие в Татевский монастырь

Второе пришествие в Татевский монастырь

Второе пришествие в Татевский монастырь мы планировали совершить обязательно, т.к. в прошлом году  его не посмотрели из-за позднего приезда к канатной дороге к монастырю. Билетов на неё уже не было, поэтому мы облизну.лись и уехали назад в Ереван. Из Джермука мы вернулись на трассу и двинулись в сторону Татева. Поначалу дорога шла по долине реки, вдоль которой росли уже зазеленевшие деревья. Постепенно дорога вырывалась из долины и вынырнула на оперативный простор. Шла она поднимаясь всё выше и выше. Вот уже напрочь исчезли деревья в округе, впереди показались заснеженные горы. Температура воздуха заметно упала. О том, что мы не на луне, говорила лишь трава вдоль дороги. В обозримой дали не было видно населенных пунктов, лишь изредка видные кошары говорили о том, что земля обитаема.

На откосах вдоль дороги ещё лежали остатки снега. Периодически, на обочинах стояли, казалось бы брошенные в безлюдном месте, старенькие автомобили. Я подумал, что таким образом хозяева избавляются от автохлама, но позже оказалось, что в этой безлюдной местности аборигены собирают грибы. То тут, то там на обочине продавали плоды своих поисков.

Дорога забиралась все выше и выше и вот показались своеобразные ворота, извещающие, что взобрались на Воротанский перевал. Оказалось, что мы незаметно поднялись на высоту 2344 метра. Супруга ещё сказала, что сердце стало биться почаще.

Рядом с воротами стояла потрепанная «Нива», рядом с которой стоял импровизированный прилавок из овощных ящиков, на которых были выставлены те самые грибы и черемша в пучках. Мы остановились и я рассмотрел грибы. Они напоминали наши сыроежки, только более мясистые. Девушка-продавец на вопрос: «Что это за грибы?», произнесла трудновыговариваемое армянское название и на русский перевести его не смогла.

Продолжили путь, дорожное полотно стало покрываться большими и не очень ямками, Сват, сидящий за рулем, совершая слалом по всей ширине дороги, стал напевать песенку танкистов:» Мы вели машины, объезжая мины!», виртуозно успевая пропускать большинство неровностей между колес. Однообразие окружающей местности лишь изредка оживляли холмы с оголившимися склонами.

Впереди показались заснеженные горы Главного Кавказского хребта, но вдоль дороги стали появляться небольшие населенные пункты и, даже, небольшие поля, засеянные пшеницей. По пшенице ходили люди с корзинами, собирая грибы.

Наконец караван достиг площадки у станции канатной дороги, называемой «Крылья Татева». В прошлую поездку именно здесь мы остановились и развернулись в обратную дорогу.На площадке у канатки припарковалось достаточно много автомобилей и автобусов. Монастырь пользуется огромной популярностью как у туристов, так и жителей Армении. В очереди на посадку я разговорился с молодым армянином, который привез посмотреть монастырь свою семью. Уже в самом монастыре он выступил нашим гидом.

Все ознакомились с тактико-техническими данными «воздушного трамвая» и командировали молодежь за билетами. Когда те вернулись, то сообщили, что билеты остались только в одну сторону на предпоследний рейс, а на обратную дорогу билеты закончились. Посовещавшись, мы отправили водителей с машинами к монастырю по автодороге, а сами стали дожидаться времени, указанному в билетах.

 

На спецплощадке стоял вертолет спасателей, очевидно на случай неприятностей с «трамваем».

Наконец, снизу подошел вагончик трамвая и мы устремились на посадку.

 

Вскоре вагончик тронулся, перрон остался. Дорога резко пошла вниз и пассажиры вагона дружно завизжали от того, что засосало в животе. Девушка, сопровождающая пассажиров, заметила, что первоначально пол кабины был сделан из прочного стекла для лучшего обзора из него, проплывающих под ним пейзажей, но из-за многочисленных просьб прокатившихся, был заменен на металлический. Я предположил вслух, что просто, обслуживающему канатку персоналу, надоело отмывать салон от продуктов, выделяемых испуганными организмами. Мои мысли вызвали нервный смех у попутчиков.

Виды, открывающиеся из кабинки, были просто потрясающими. В облачной дали хорошо смотрелись заснеженные горы. И если до Татева местность была практически безлесной, то в районе монастыря горы и ущелья были покрыты лесом.

Внизу под нами я увидел стадо коров, двигавшихся четко по осевой разметке автодороги.

На вершине горы показались подсобные угодья монастыря.

В ущельи просматривался не очень многоводный водопад.

И вот на краю скалистого обрыва показалась монастырская церковь.

Вагончик двигался резво и монастырь вырастал буквально на глазах.

Наконец причалили у монастырской станции, 5752 дороги трамвай преодолел за 12 минут. Как и во всех туристических местах, нас встретило местное население, предлагающее товары народных промыслов.

Но мы поспешили в монастырь, т.к. близилось его закрытие для посетителей, да и хотелось пораньше тронуться в обратный путь, потому что, даже с вычетом времени на заезд в Джермук, дорога сюда заняла около 6-ти часов. Наконец подошли к монастырским воротам. Монастырь основан в 895-906 гг и для своих 1300 лет выглядит неплохо.

В конце XIVв. в Татевском монастыре Ованесом Воротнеци был основан университет — крупнейший на Южном Кавказе. В университете преподавали философию теологию, грамматику, физику, математику и астрономию, каллиграфию, родную речь, литературу, историю и архитектуру, обучали искусству миниатюры и стенной росписи, основам живописи и технике оформления книг. Университет готовил сановников, богословов, педагогов и специалистов по переписи манускриптов. Обучение длилось 7-8 лет. В Татеве, помимо 500 монахов, жили также философы, музыканты, писатели и художники. Татевский университет  просуществовал до 1435г., когда конница Шахруха, младшего сына и преемника Тимура, сожгла обитель.

На входе стояли первые деревянные ворота в монастырь, порядком изъеденные временем.

В центре монастырского двора цвела высокая яблоня, в тени которой сидел, как потом оказалось. настоятель обители. Он с видимым интересом наблюдал за посетителями. Периодически к нему обращались люди за благословением.

 

Монастырь ожидает масштабной реставрации и в нише монастырской стены можно видеть подлинные предметы, найденные на территории обители и хранимые для реставрации. Безусловно, время не пощадило строений, но выглядят они еще крепкими и, как я полагаю, простоят без вмешательства человека ещё не одно столетие.

 

Со стен монастыря открывается шикарный вид на прилегающие ущелья реки Воротан, лишний раз подчеркивающий неприступность монастыря.

  

Сын объехал ущелье и сделал сверху великолепный снимок монастыря, подчеркивающий уникальность его месторасположения. Умели предки выбирать места для таких сооружений.

Мы подошли к настоятелю, фотографирующемуся с кем-то из посетителей. Разговорились с ним. Звали его отец Михаил. Настоятель сказал, что и он, и немногочисленная братия ожидает начала реставрации монастыря, которая намечена на 2017 год. Вся прибыль от эксплуатации канатной дороги аккумулируется на возрождение монастыря.

Отец Михаил порекомендовал обратить внимание на колонну, стоящую в углу монастырского двора.   Уникальный качающийся столп, воздвигнутый в  по соседству с резиденцией епископа в 904 году, архитектурное посвящение Святой Троице увенчан хачкаром. Восьмигранная каменная колонна опирается на восьмигранный пьедестал. Древним зодчим удалось с ювелирной точностью вычислить параметры соответствия между силой тяжести самого монумента и его объёмами, что обеспечивает стабильное вертикальное положение столпа. Вместе с тем, он установлен на шарнире и способен раскачиваться, собственно поэтому и называется «качающимся столпом» или «живым посохом» («гавазаном»). Колонна приходила в движение даже во время самого слабого землетрясения, предупреждая монахов и местных жителей о катаклизме. Раскачивалась она также когда дрожала земля при приближении вражеских войск.Время не пощадило колонну нижняя её часть сейчас стянута металлическими обручами.

 

Рядом с монастырем находится древняя маслодавильня, восстановленная в 2011 году. Табличка у её входа информирует туристов о том, что затраты на реставрацию составили 250 тыс долларов.

Спустились на нижний этаж и убедились, что агрегат хоть сейчас готов производить масло.

В обратный путь отправились уже на машинах по пыльному серпантину дороги, петляющей вдоль каньона реки Воротан.

Сделали небольшую остановку у природного «Чертова моста». Река промыла в горной породе причудливое узкое ущелье, в стенах которого образовалось множество пещерок, гротов самых неожиданных форм. В самом узком месте, на небольшой высоте, два уступа с разных сторон очень близко подходят друг к другу так, что можно, сделав небольшой шаг, перебраться с одной стороны на другую. Отсюда и название этого места.

 440

Люди отгородили часть ущелья, соорудив небольшую купальню. Вода в это время в бассейне была ощутимо холодной и желающих освежиться в нем не наблюдалось. Наверное в летнюю жару от купальщиков отбоя не будет.

440

Обратная дорога особых эмоций не вызвала, самый плохой участок преодолели еще засветло. Единственное оживление в машине вызвала светлая дыра в неизвестно как появившихся тучах.

440

Большую часть пути ехали уже в темноте и в гостинице оказались около полуночи. Даже не поужинав,уставшая компания удалилась в опочивальни. Назавтра предстояла обратная дорога в Тбилиси с остановкой на Севане.


Метки: ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

*